Пещеры судьбы (сценарная идея).

 

Пролог (Афганистан)

 

Беглец.

 

Титр: Военная база морской пехоты США в провинции Гильменд, Афганистан, 2011 год.

 

Вдалеке видна военная база морской пехоты США.. Человек бежит со всех ног к базе. Камера от лица бегущего. Слышно шумное дыхание. Периодически беглец бессильно оглядывается и видит преследователей. Это всадники и пара джипов, оборудованных под военные цели.

 

На базе дозорный солдат докладывает офицеру, что видит бегущего человека. В бинокль можно разглядеть лохмотья американской военной формы. Офицер, видя преследующих, командует роте морпехов выдвигаться навстречу беглецу тремя группами. Дозорный привлекает внимание офицера к тому, что преследователи (а это явно вооруженные талибы) совсем не стремятся убить или поймать беглеца, а лишь подгоняют его. Офицер отменяет команду стрелять на поражение, беря паузу, чтобы разобраться в ситуации. Американцы в недоумении наблюдают, как талибы прекращают преследование, салютуют беглецу, явно демонстрируя ему свое уважение, разворачиваются и скрываются в дымке пустыни.

 

Взвод морпехов подбирает беглеца и привозит на базу. Беглецу дают воды. Он утоляет жажду досыта и падает без сознания от измождения, шепча «домой! А теперь домой!».

 

 

Часть 1. (Казахстан)

 

Эпизод 1.

Военные учения НАТО плюс Казахстан.

 

Титр: Казахстан, 2009 год. Совместные военные учения по борьбе с терроризмом подразделений НАТО и армии Республики Казахстан (Казбриг) по программе «Партнерство во имя мира».

 

Полевой лагерь учений. К учениям выстроен взвод солдат элитной части Вооруженных Сил РК – воздушно-десантных войск (или Казбриг). Перед строем группа высокопоставленных военных. Один из генералов обращается к солдатам и говорит, что сегодня прибывает для совместных действий в учениях подразделение элитных войск США – морской пехоты – принимавшее участие в боевых действиях в Афганистане. Цель учений – антитеррористическая операция по ликвидации вооруженных террористов. Американцы – все участники боевых действий в пещерах Тора-Бора против Аль-Каеды – будут передавать казахстанцам опыт ведения боя в условиях пещер. Офицер указывает на горную гряду и говорит, что именно по этой причине выбраны эти пещеры (возможно Коныр Аулие, возможно – Октябрьская пещера, возможно – комбинированный объект – Боровое — Аулие-Тас- Коныр Аулие -Октябрьская — водопад Бурхан-Булак).

 

Затем генерал представляет командира – полковника – который будет командовать всей операцией. Одно подразделение и американцы спустятся внутрь пещеры. Остальные будут осуществлять поддержку и взаимодействие снаружи. Полковник – боевой офицер – также обладающий опытом ведения войны в Афганистане.

 

Взвод возглавляет молодой Лейтенант (Мурат, Мухтар, Касымхан). Он же поведет то подразделение, которое непосредственно спустится в пещеру.

 

Американцы должны прибыть утром. Пока отдан приказ расположиться учебно-боевым лагерем и приготовиться к завтрашним учениям.

 

Эпизод 2.

Ожидание гостей.

Ночь посвящена знакомству с основными персонажами казахского подразделения. Раскрываются ролевые особенности – солдат-шутник, солдат-батыр, солдат-мистик.

 

Темы диалогов – вопросы к полковнику, ветерану Советской Армии — а правда ли, что Советская Армия была сильнее американской? Оружие лучше? Правда ли, что завтра приедут «настоящие Рембо?»

 

Выясняется, что лейтенант – двухгодичник, не профессиональный военный. В десантные войска попал, потому что является мастером спорта, но… по фехтованию спортивной саблей. Лейтенант выглядит городским рафинированным и взволнованным парнем, старательным, строгим, но немного неуклюжим на фоне боевого полковника.

 

«Настоящие Рембо или нет – посмотрим завтра» — рефрен ответов полковника.

 

Эпизод 3.

Прибытие американцев.

Назавтра прибывает военно-транспортный самолет ВВС США и привозит отделение (7человек) морских пехотинцев. Подразделение возглавляет капитан. А всю военную делегацию генерал не в полевой форме.

 

Вид у американцев действительно «рембообразный». Но Полковник деловито поясняет, что они так выглядят оттого, что боевым морпехам, в отличие от наших, разрешено пользоваться не только табельным оружием, но и тем, что они сами себе выберут. То же самое касается и выбора снаряжения. Поэтому, будучи вооружены и оснащены «до зубов» как им вздумается, они кажутся эдакими «героями кинофильмов».

 

Подразделения представляются друг другу. Генералы уходят на КП учений, а бойцам и их командирам предоставляется возможность познакомиться ближе. На самом деле американцы очень дружелюбны, деловито профессиональны. Относятся к «мирным» казахским солдатам с партнерским уважением, хотя контраст очевиден. Узнав, что полковник – афганский герой, демонстрируют ему всяческое высокое воинское уважение.

 

Морпехам выставляют целый стол оружия, среди которого они выбирают нужное себе. Казахстанцев разнообразие оружия приводит в восторг. Тем не менее, один морпех демонстративно отшвыривает западное оружие, отходит от стола и что-то шепчет капитану. Тот уходит и возвращается с двумя автоматами Калашникова. Морпех забирает один себе, другой бросает своему другу. Оба несказанно довольны.

 

Раскрываются ролевые особенности солдат американцев. Солдат-негр-рэппер-пулеметчик, солдат-мачо-латинос, сержант-индеец-воин, солдат-всегда пишущий что-то в блокноте, солдат-Рембо.

 

Главный персонаж среди американцев – Капитан. Молодой карьерный военный, с боевым опытом. Главная особенность – после боев в Афганистане ненавидит талибов, высказывается о них резко, без уважения, как о варварах. Типичный образчик солдата-демократизатора. Полковник узнает в нем раннего себя, воина-интернационалиста, одурманенного советской пропагандой.

 

Во время подготовки снаряжения и оружия выясняется важная деталь – учения пройдут в условиях максимально приближенных к боевым. Это означает, что будут использоваться боевые патроны. Риск их использования оправдан тем, что будет оттачиваться умение правильно стрелять в пещерах, в условиях рикошета, смены траекторий полета пули, звуковых иллюзий и прочего. Американцы не удивлены — Полковник же высказывает крайнюю обеспокоенность. У казахского Лейтенанта проскальзывает в глазах нечто вроде страха и неуверенности.

 

В течение эпизода выстраиваются пары по симпатиям. Солдат-шутник-сапер и негр-рэппер-пулеметчик. Солдат-мистик и сержант-индеец. Солдат-батыр и солдат-настоящий Рембо. Главное – выстраивается пара американский Капитан и казахский Лейтенант. Они примерно ровесники. Диалоги посвящены спорам вокруг искусственно насаждаемой демократии, приверженцем которой является американец. Лейтенант все более обнажает свой гуманитарный неармейский склад ума.

 

Лейтенант хорошо говорит по-английски. Остальные кое-как объясняются друг с другом и пытаются наладить дружеский контакт. Выясняется, что американец, записывающий в блокноте, учит казахские фразы. Беседы происходят на дикой мешанине казахского, русского и английского. Некоторые солдаты говорят по-английски «на уровне школьного», но достаточно, чтобы выстраивать диалоги.

 

Эпизод 4.

Задание.

Теперь, когда все вооружены и оснащены, генералитет и полковник оглашают задание над картой пещер.  Задание таково – проникнуть в пещеры, осуществлять внутри маневры, поддерживая связь условными знаками и в пунктах пересечения с внешними группами, поскольку в условиях пещер обычная связь по рации не работает. Далее – пересечение водной преграды (если Коныр Аулие – необходимы предварительные экспедиции). Затем  в конце – учебная стрельба в заброшенной рукотворной шахте, поскольку в естественной пещере стрелять нельзя.

 

Появляется первый сигнал тревоги – солдат-Мистик уроженец этих мест, знает пещеры хорошо, но считает, что с оружием ходить туда считалось грехом с древних времен – почему, он не знает, но аруахов беспокоить нельзя. Его, естественно, никто не воспринимает – армия есть армия.

 

Эпизод 5.

Пещеры.

Подразделения приближаются к пещерам, имитируя боевые действия. Маневры происходят на фоне потрясающих по красоте и загадочных пейзажей. Американцы любуются красотой пейзажей.

 

Перед входом в пещеру – короткий привал, после которого подразделения расходятся, а 14 человек уходят внутрь. Во время привала Мистик рассказывает сержанту Индейцу про казахские тамги и символы. Индеец – представитель племени поуни – удивлен сходством взглядов и обычаев. Особенно его поражает шанырак, один в один «мандела» или «дрим кэтчер» — мистический символ индейцев американских прерий.

 

Солдат-мистик все более недоволен и начинает выказывать страх – читает намаз, входя в пещеру и тревожно оглядывается, словно боится кары аруахов. Индеец понемногу проникается тревогой, но не выказывает страха.

 

Капитан презрительно говорит, что у афганцев тоже много предрассудков и что ему наплевать на суеверия. На что один из его бойцов отвечает, что в один из боев в Тора-Бора, их сослуживцы возможно пали из-за вторжения в афганские священные пещеры, а не от рук талибов.

 

Капитан и лейтенант опять спорят по поводу того, что завоеватели ведут себя по-варварски на чужих землях. Однако лейтенант пока неубедителен – доминирует мнение, что воинский долг должен всегда исполняться неукоснительно, в прочие соображения отодвинуты на второй план.

 

Подразделения входят в пещеры. Музыка и спецэффекты создают ощущение тревоги и того, что свершается что-то непоправимое.

 

Эпизод 6.

Непонятное

 

Вначале все происходит очень четко и по-военному деловито, даже с неким армейским задором. Бойцы все более сближаются, помогают друг другу, делятся опытом. Где-то выручает боевой опыт американцев – где-то казахские привычки и «хитрости жизни», которые позволяют казахам все больше завоевывать уважение американцев.

 

Диалоги насыщены армейскими шутками и приколами между Солдатом-шутником и Солдатом-рэппером-негром-пулеметчиком. Выясняется, что Шутник, родом из дальнего казахского аула, но учился в Институте иностранных языков и довольно бегло, но смешно говорит по-английски.

 

Связь с внешними подразделениями поддерживается через дыры пещеры, выходящие на поверхность – передаются условные знаки и корректировка от лица полковника, который командует операцией снаружи – уточняя маршруты, фиксируя точки прохождения.

 

Солдат-мистик начинает слышать и замечать какие-то непонятные звуки и образы. То в дырах после ухода солдат проносится непонятная тень. То слышит звуки тревоги и словно зов из темноты. Бойцы смеются над Мистиком и отвечают ему в таком духе – кто воображает себе неприятности, тот их материализует. Пробуют даже пугать Мистика, «вышибать клин клином», но Индеец не дает своего нового друга в обиду – он тоже начинает что-то чувствовать.

 

Эпизод 7.

Потерявшиеся.

 

Бойцы успешно проходят отмеченные пункты один за другим. Подразделения приближаются к водоему – подземному озеру.

 

Преодоление озера осуществляется в два этапа. Вначале опытные аквалангисты – американец и казахстанец – проходят по маршруту заныривания. Затем, убедившись в надежности карты, правильности расстояний и маршрута погружения бойцы преодолевают водную преграду без подводного снаряжения – максимально приближенно к реальным боевым условиям. Команда аквалангистов закрепляет канат между двумя берегами для более надежного перемещения бойцов. Аквалангисты переносят снаряжение и боеприпасы.

 

Постоянно слышны шутки про морскую пехоту, вдруг пригодившуюся посреди казахской степи. Выясняется, что аквалангист-казахстанец-русский является опытным спортсменом, потомственным спелеологом (поэтому его и поставили на это задание). Он еще маленьким мальчиком участвовал с отцом в экспедиции в эту пещеру. Спелеолог сетует, что если бы тогда было такое снаряжение, то столько можно было найти и исследовать. Спелеолог удивлен, что у военных есть такая подробная карта, поскольку тогда, во время экспедиции, не удалось узнать, что находится по ту сторону подземного озера. На вопрос, чего искали, слегка помявшись, отвечает, что всех подспудно волновала одна мысль – не спрятана ли за озером могила Чингисхана? Эта информация кого-то живо заинтересовала, кого-то ввергла в страх и неуверенность.

 

Как бы в подтверждение страхов, во время переправы возникает несколько тревожных моментов – но все обходится благополучно на этот раз. Все бойцы переправляются на другую сторону.

 

Пока на берегу разбивается контрольный лагерь-пункт, офицеры отправляют двух бойцов на разведку в глубину пещеры. Разведка уходит и с ними теряется всякая связь – они словно исчезают в ватной тишине. Несмотря на то, что Капитан спокоен, Лейтенант начинает нервничать и отправляет вслед разведчикам еще двоих человек –  Мистика и Латиноса-мачо.

 

Мистик идет вторым за Мачо – храбрость латиноса неизменна, а Мистика понемногу начинает охватывать ужас. Усиливаются звуки и непонятные тени, а главное появляются зовы на казахском языке, но со странным  необычным выговором. Мистика обуял ужас, он теряет напарника и в панике носится по коридорам пещеры. Объятия ужаса все более сгущаются вокруг него – кажется, сейчас они вот-вот замкнутся. С воплем ужаса Мистик падает на землю и кричит, закрыв уши и лицо. Его приводит в чувство Индеец – оказывается Мистик вышел на место в двух шагах от прибрежного лагеря. И еще оказывается, что там все на месте и всё благополучно – вернулся Мачо, вернулась разведка, но все как-то озадачены чем-то.

 

Индеец говорит, что Мистик от ужаса практически вышел из строя. Сержант-казах принимается распекать его, упрекая в трусости. Лейтенант и капитан, глядя на карту, останавливают сержанта многозначительной фразой, что скорее всего опасаться есть чего – показания разведчиков о конфигурации пещеры в корне расходятся с картой. Видимо отряд потерялся. Однако с этой мыслью отряд пока не готов мириться.

 

Разведчики говорят о каком-то огромном и разветвленном тоннеле большой высоты, которого на карте нет. Согласно карте, пещера должна заканчиваться  небольшой рукотворной шахтой, в которой бойцы должны были провести учебные стрельбы. Но описание тоннеля и шахты совершенно не сходятся.

 

Успокаивает лишь то, что в верхних сводах тоннеля есть дыры, ведущие вовне (в отличие от шахты), поэтому есть надежда на связь. Попытка на всякий случай связаться по рации с полковником приводят отряд к мистическому ужасу – из рации доносятся какие-то непонятные голоса и шумы, даже конский топот и скрежет металла. Но при этом, бойцы пытаются сохранить присутствие духа и шутят, что все это выглядит достаточно банально – шумы, ужасы и прочая мистика.

 

Командиры принимают решение оставить двух аквалангистов в прибрежном лагере и углубиться в пещеру, продолжая исполнять задание, несмотря ни на что.

 

Эпизод 8.

Нападение невидимых призраков. Первые погибшие.

 

Отряд отправляется плутать в лабиринтах пещеры. Теперь уже мистические признаки начинают уже усиливаться не на шутку. То камера «видит» отряд со стороны, следит за ним. То резко приближается к спинам идущих, а затем резко отступает. То явственно слышны шорохи и даже вскрики, несущиеся из темноты.

 

Один из казахских солдат в страхе передергивает затвор. В какой-то момент Мачо и Солдат-с-блокнотом начинают перепалку, которая из ленивой и видимо обычной превращается в злобную. Солдаты толкают друг друга, а в итоге задевают солдата, зарядившего автомат. Тот падает и делает непроизвольную короткую очередь из автомата. Кто-то из бойцов начинает орать, что его рикошетом оцарапало камнями, но офицеры в ужасе заставляют его заткнуться, вслушиваясь в тишину. Пещера словно сдвинулась, что-то ожило и задвигалось, а в темноте раздался ужасающий вопль то ли умирающего, то ли идущего на смерть. Все понимают – случилось нечто непоправимое.

 

Мистик уже на грани помешательства начинает бормотать, что им всем конец, потому что они разбудили аруахов. Ему возражают, что аруахи –  положительные, они больше хранители, а не карающие. Мистик говорит, что если надо, то могут быть и карающими. Американцы впитывают сказанное и просят перевести точнее с казахского. Они понимают – это может оказаться важным для выживания.

 

Отряд снова двигается вперед. Мачо и другой солдат, с кем они конфликтовали продолжают тихо перебраниваться. Мачо из бормотанья мистика понял лишь одно – в пещере могут быть сокровища и его воображение разыгралось. Солдат-с-блокнотом обвиняет Мачо, намекая на какое-то им обоим известное прошлое, что Мачо всегда стремился к мародерству – а это отвратительно. Ссора готова вспыхнуть с новой силой, но солдат примирительно говорит Мачо, что ссориться нечего – скорее всего про сокровища – это все байки и глупости.

 

Мачо уже в плену своих мечтаний разбогатеть. Он плетется за товарищем и убеждает его поверить Мистику. В какой-то момент он оступается и падает, уронив световую химическую трубку. Поднявшись, Мачо пытается поднять светоприбор, но в темноте замечает что-то и поднимает этот предмет. Это древний меч. Мачо с благоговением рассматривает предмет и зовет товарища, дескать, никакое это не вранье про сокровища, иди посмотри. Тот нехотя разворачивается и приближается к Мачо. В этот момент из темноты раздается короткий и ужасный рык, потом свист, словно издаваемый гигантским мечом. Глаза Мачо (крупным планом) расширены от ужаса. Постепенно камера отдаляется и показывает, что у него начисто отрублены обе руки, державшие древний предмет. Во внезапно возникшей гробовой тишине медленно-медленно становится слышно шипение и клокотание толчками выплескивающейся наружу крови. Мачо падает замертво.

 

Его товарищ бросается к другу, в ужасе оглядывается, пытается поднять его. Но тщетно. Из темноты резко выскакивает нечто, швыряет что-то похожее на аркан и связывает Солдата-с-блокнотом. Тот удивленно смотрит на веревку и, вспоминая свои записи, говорит «Арқан». Через мгновение ужасная сила резко утаскивает солдата в темноту.

 

На крики возвращается отряд, начинает хаотично искать солдат, но не находит ничего, только лужу крови, в которую кто-то попадает рукой, но в полутьме просто вытирает ее о форму, принимая кровь за пещерный конденсат. Отряд уходит с места смерти товарищей. В тусклом угасающем свете камера выхватывает, рукоять меча с темляком и навершием  в виде оскалившейся головы волка. Его отряд не заметил.

 

Эпизод 9.

Возвращение в береговой лагерь.

 

С Мистиком случается настоящая истерика. Он бежит назад, падает с криками почему, дескать, все ведут себя «как в дурацком кино», где герои до конца не видят очевидного – солдаты побеспокоили духов пещеры, те заманили их в ловушку и хотят уничтожить одного за другим.

 

Индеец веско дает понять офицерам, заступаясь за нового друга, что разделяет его понимание. Офицеры, немного посовещавшись, принимают решение, что, дескать не будут вести себя «как в дурном кино», а принимают решение прекратить выполнение задания и уходить единственно верным и известным маршрутом – назад, через озеро. Заручившись поддержкой испуганных солдат, что в рапорте они подтвердят все произошедшее, офицеры дают команду возвращаться на берег.

 

Однако, возвращаясь, Капитан, замыкая строй, все чаще останавливается и оглядывается в задумчивости и нерешительности. Лейтенант интересуется, в чем дело. Капитан объясняет, что в каких переделках он бы не бывал, никогда не бросали трупов солдат – это против правил боевого братства. Они спорят с Лейтенантом, доказывающим, что они имеют дело со сверхъестественным, поэтому и поведение имеет право быть нестандартным. Капитан соглашается нехотя, при условии, что если они получат подтверждение, что путь назад неизменен, вернутся сюда в поисках тел.

 

Затем он интересуется про могилу Чингисхана – откуда такая версия у русского-спелеолога? Лейтенант рассказывает коллеге все, что он знает о загадочной могиле Чингисхана. Он говорит, что водопад, который они видели по дороге, называется Бурхан Булак, а по преданию Чингисхана должны были захоронить на его родной земле возле горы Бурхан-Халдун. Местонахождение этой горы неизвестно, то, что современные монголы выдают за Бурхан-Халдун – просто творческая выдумка для туристов. А вот название водопада может указывать на то, что именно здесь и есть гора Бурхан-Халдун. Тогда это может быть могилой Чингисхана, но, несмотря на то, что находка эта бесценна, ничего хорошего она с собой не несет.

 

Эпизод 10.

Назад дороги нет.

 

За исключением странных и страшных звуков пещеры, уже очевидно заполнившейся каким-то движением, какой-то таинственной жизнью, отряд благополучно добрался до берегового лагеря.

 

Настроение явно изменилось. Таинственные звуки исчезли. Отряд, готовясь к переправе, заметно повеселел.

 

Из воды вынырнул аквалангист (морпех) и сказал, что он восстановил порвавшийся канат и закрепил его на том берегу – можно переправляться. Все заметно оживились. Капитан распоряжается переправить радиостанцию прежде всего – ведь на том берегу была связь с внешними группами. К морпеху присоединяется аквалангист-русский. Они погружаются в воду.

 

В это время отряд начинает готовиться к переправе. Все выстраиваются на берегу и готовят снаряжение к переправе. Мистик поет песню на казахском о том, как батыр забрел на землю жезтырнака и погиб (найти песню или сочинить). Все неодобрительно усмехаются мрачной песне, но стараются сохранить приподнятое настроение. Шутники перебрасываются грубыми шутками.

 

Из какой-то темной пещеры неподалеку кто-то пристально наблюдает за подготовкой. Видны лишь руки, глаза – неестественные глаза, глядящие из-под шлема.

 

Офицеры командуют переправу. Под водой аквалангисты успешно переправляют радиостанцию и возвращаются. По дороге русский находит какую-то монету и прихватывает с собой. Они выныривают и докладывают, что путь свободен. Руки наблюдающего исчезают – этот кто-то удаляется – камера «уходит» вместе с ним – отряд на берегу становится все дальше. Вроде угроза отступает, удовлетворенная решением отряда покинуть пещеру.

 

Офицеры командуют аквалангистам идти впереди. Русский играючи бросает Шутнику монету – это тебе от сокровищ Чингисхана. Камера (взгляд) уходящего таинственного Наблюдателя резко останавливается. Что-то явно изменилось с появлением этой монеты, и Наблюдатель молниеносно возвращается на берег.

 

Аквалангисты ныряют с новым грузом. В это время Капитан продолжает оглядываться назад, но уже понятно, что не судьба убитых волнует его, а нечто другое. Вдруг с Шутником происходит резкая метаморфоза – он рассматривает монету и говорит, что возможно, Спелеолог прав, и где-то там есть сокровища Чингисхана. Лейтенант пытается отшутиться, но Шутник все больше загорается. Он становится все более агрессивным и говорит, что Лейтенанту, сыну города, легко говорить – он был и будет благополучным. А вот ему – Шутнику – уроженцу бедного и забытого Богом аула, может сейчас выпал шанс разбогатеть, найдя сокровища.

Он произносит монолог про судьбу простого аульского парня, которому только чудо позволит прорваться на верхи общества.

 

Шутник получает энергичную поддержку со стороны Негра-пулеметчика, сына бедняков Гарлема.

 

Большинство солдат вдруг начинает брать сторону Шутника – все, кроме Мистика, Индейца и Лейтенанта. Убитые? Да это просто случайность, и трупов нет. Вдруг они специально все сделали для отвода глаз и двинулись сами в поисках сокровищ – не зря Солдат-с-блокнотом что-то записывал и разнюхивал, а Мачо откровенно алкал сокровищ.. Возникает перебранка. Вдруг Капитан поднимается и неожиданно берет сторону искателей сокровищ. Дескать, оружие у нас боевое, бойцы лучшие – что может помешать им? Индеец, Мистик и Лейтенант в ужасе, но перед ними ставят выбор – со всеми или нет. Те соглашаются из армейской солидарности.

 

В момент произнесения слова «решено», под водой русский аквалангист цепляется за что-то баллоном и перед ним закрываются ворота из копий, некоторые копья пронзают парня. Морпех плывет ему на помощь, но в панике рвет канат. Неожиданно они попадают в какие-то древние ловушки-приспособления и гибнут под водой. Отряд видит кровь из-под воды и понимает, что аквалангисты погибли – назад дороги нет.

 

Наблюдатель издает жуткий вой и исчезает в глубине пещер. Отряд замирает от ужаса на мгновение, но с какой-то агрессивной обреченностью отчаяния собирается вглубь пещер.

 

Эпизод 11.

Гигантский тоннель.

 

Несмотря на отчаянную отвагу и образ сокровищ, страх все равно держит в руках отряд, который продвигается вглубь пещеры по всем правилам боевых действий – прикрывая друг друга и перебегая от отрезка к отрезку.

 

Капитан пытается успокоить лейтенанта, говоря, что в тоннеле вроде как были дыры – есть свой позитив, можно наладить связь с внешними группами. Лейтенант не верит ему – не это главный мотив Капитана. Алчность завоевателя проявилась во всей красе –  а это всегда истинная цель колонизатора, и она рано или поздно должна выплыть на поверхность.

 

По дороге два солдата, не особо уверенные в том, что хотят искать сокровища, сбегают, договорившись между собой, что вернутся подводным путем. На берегу их ждет кровавая расправа невидимых духов. Но теперь заметно, что духи орудуют древними саблями  и копьями.

 

Оставшиеся люди выходят в гигантский тоннель. Он действительно циклопичен по размерам. Действительно из каких-то дыр льется свет. Во мраке что-то шумит и угрожающе воет. Отряд занимает боевую позицию, как бы готовясь атаковать невидимого врага. Солдат-Рембо в отчаянной отваге кричит, что их не запугать, что он знает – в тоннеле банальные грабители, пытающиеся запугать лучших солдат в мире.

 

Продвинувшись по тоннелю, группа из восьми человек занимают какую-то позицию среди разбросанных камней. Перед тем как двинуться дальше они понимают, что сзади тоже кто-то напирает из темноты. Среди камней Шутник находит маску от боевого шлема монгольского периода – она золотая и видимо бесценна. Солдат суетливо прячет находку в рюкзак.

 

Кто-то нападает из темноты. Отряд открывает беспорядочную стрельбу. Такое ощущение, что все больше уклоняются от своих же выстрелов, рикошетящих о стены и возвращающихся обратно. Нападение происходит со всех сторон. Солдаты громко орут и переругиваются – Мистик с Индейцем кричат, что выстрелы против духов бесполезны. Солдат-батыр и Рембо настроены по-боевому – если уж суждено погибнуть, то так тому и быть. Офицеры понимают, что нити командования утеряны – каждый теперь сам за себя. Тем не менее, они предлагают переждать атаки и пока не двигаться из-под защиты каменных прикрытий.

 

Эпизод 12.

Гости. Сокровища.

 

Рембо обосновался в небольшом гроте, удобным для обороны. В поле его зрения освещенная площадка, находящаяся поодаль от туннеля. В какой-то момент он замечает движение там, но знакомый голос просит его не стрелять.  Из темноты выходит Мачо, но выглядит он как-то странно – чересчур бледен и равнодушен. Мачо начинает уговаривать Рембо присоединиться к каким-то «настоящим воинам», поскольку он сам «настоящий боец». Рембо идет за Мачо, но в темноте ему перерезают горло. Слышен голос: «Добро пожаловать, брат».

 

Солдат-батыр зовет своего друга Рембо – пробирается на его позицию и видит много крови и брошенное оружие. Батыр разгневан. Он встает в полный рост и бросается в темноту на невидимого врага. В темноте слышен шум ужасающей битвы – мелькают сабли и пики. Негр-пулеметчик в ужасе открывает беспорядочный огонь в темноту. Шум стихает.

 

Оставшиеся шестеро, словно по одной команде, срываются с места и бегут вглубь тоннеля. Их очевидно преследуют и теперь становится слышно, что это верховые. Бойцы падают недалеко друг от друга. И беспорядочно палят в темноту.

 

Индеец и Мистик оказываются рядом, под сенью купола с дырой наверху. Они решают, что с духами биться бесполезно, поэтому надо пробиваться наружу. Индеец прилаживает к веревке крюк и с трудом забрасывает его наверх. Солдаты карабкаются ввысь. Индеец достигает верха и оборачивается, чтобы помочь другу. Мистик заметно измотан и не в силах сделать последние два движения. Индеец говорит, что он уже на свободе, подбадривает друга, но внизу появляется какая-то круговерть, вроде как из всадников, которые расстреливают Мистика луками и стрелами. Испещренный стрелами, Мистик проваливается вниз.

 

Индеец оплакивает друга, затем поднимается и видит, что место, куда он вылез – привело не наружу – это другая пещера, просто залитая светом и покрытая растительностью. Камера смотрит на Индейца – тот видит что-то, приближающееся к нему. Вначале в его глазах готовность биться, потом безнадежность – он закрывает глаза и раскидывает руки. Губы шепчут что-то вроде молитвы или предсмертной песни. В следующее мгновение его тоже пронзают десятки стрел.

 

Шутник пятится назад и проваливается в какой-то небольшой туннель. Он падает, теряя оружие, и оказывается в комнате, пол которой усеян монетами, а стены сверкают отраженным блеском. Шутник в радости начинает играть с драгоценностями, но видит кого-то, кто приближается к нему. Камера видит лишь тени приближающихся – на их головах остроконечные шлемы. Шутник в истерике кричит, что никому не отдаст сокровища, они по праву – его. Он защищает свою находку, убегает, падает и нащупывает автомат. Вскидывает его и выпускает перед собой длинную очередь. В это мгновение комната исчезает, а Шутник видит перед собой изумленное лицо Негра, в такой же позе, будто он защищает от кого-то сокровища. Глаза Пулеметчика стекленеют, он падает ниц. В то же мгновение Шутник с изумлением видит, что он САМ тоже изрешечен пулями. В отчаянии он пытается сопротивляться смерти, но падает на темный пол. Тем не менее, золото в его руках не исчезает, видно как древние сапоги поддевают драгоценности и, презрительно отбросив их в сторону, перешагивают через трупы Шутника и Негра и удаляются.

 

Эпизод 13.

Двое. Развязка.

 

Офицеры остаются вдвоем.  Лейтенант укоряет Капитана в корысти, говорит о своем разочаровании и о том, что не для таких как он Чингисхан сберегал свои сокровища много лет – итог был предрешен.

 

Остается, смирившись с судьбой, дорого отдать свою жизнь, как подобает воину. Однако Лейтенант не согласен, он думает, что должен быть другой выход. Тем не менее, опять из темноты на них осуществляется атака. Офицеры вынуждены бежать и отстреливаться. Ноги приводят их в тупиковый зал – путей к отступлению нет.

 

Слышно, как некие силы собираются в темноте нанести последний решающий удар.

 

Зал кажется огромным амфитеатром, похожим на гладиаторскую арену, в самом низу которой полулежат обессиленные офицеры. Капитан тяжело ранен и уже не может сопротивляться. Оружия уже нет. Патронов нет.

 

Лейтенант роняет голову на грудь и погружается в воспоминания. Вот теплая Алма-Ата – это его город, его земля. Вот Астана – это его город его земля. Вот какой-то аул – опять же, его земля. Его родичи, друзья, девушка. И тут его осеняет мысль.

 

Лейтенант с трудом поднимается, вешает в знак смирения себе на шею ремень и становится с большим трудом на колени. Обращаясь к темноте, он поизносит некую молитву-заклинание.

 

«О, духи пещеры, враги мои, оберегающие покой этого подземелья. Я понял и осознал, что это – ваша земля. Я и мой друг лишь вторгнувшиеся сюда чужаки, нарушившие заветы предков и властелинов прошлого. Наверное, нет нам за это прощения. Как нет прощения любому, вторгающемуся, разрушающему, чужому. Со смирением принимаем свою судьбу.

 

Прошу лишь об одном. Не дайте нам умереть словно ланям, разорванным охотничьими псами. Дайте умереть, как воинам, достойно. Сражаясь, я не буду биться за вашу землю, я буду просто защищать себя».

 

Тут из темноты, звеня, перед Лейтенантом падает сабля. Он поднимает ее с трудом, то быстро вспоминает привычные движения. Из темноты выходит огромная фигура в полном боевом облачении средневекового монгольского воина. Лицо его закрыто непроницаемой кольчугой, свисающей с остроконечного шлема. Завязывается бой. Лейтенант отчаянно сопротивляется. Капитан, хоть и обессилен, пытается ему помочь и однажды спасает от неминуемого удара по голове. Монгольский воин отбрасывает американца ногой – тот сваливается в расщелину. Видно, что за ним зияющая пропасть. Лейтенант секунду сомневается, но затем решает – он бросает саблю и хватает почти падающего Капитана за руки. Тот кричит, чтобы Лейтенант бросил его и защищал свою жизнь. Однако Лейтенант не соглашается и со страшным усилием выдергивает капитана из пропасти. Теперь они всецело в руках монгольского воина. Тот заносит меч и  в этот момент из глубины пещеры раздается повелительный крик «Стой!»

 

Воин отступает и исчезает в темноте пещеры. Офицеры вглядываются в темноту. На мгновение пещеру охватывает ватная тишина. Но затем она прерывается громоподобным стуком копыт и лязгом оружия.

 

Из темноты плотными рядами выезжают конные фигуры – монгольская тяжелая латная кавалерия во всей своей красе. На головах – остроконечные шлемы и боевые маски, скрывающие лица. Впереди – два могучих воина. Лошади почти вплотную приближаются к офицерам. Из ряда всадников, из-за спины военачальников выезжает один конник и приближается к офицерам. Приблизившись, он снимает шлем с маской. В улыбающемся монгольском латнике-катафрактарии офицеры узнают Мистика, только с ним произошла явная метаморфоза – у него гордая осанка и уверенная улыбка, от былой паники и отчаяния не осталось и следа. Только лицо покрыто непонятной бледностью, дающей понять, что перед ними – дух.

 

Мистик говорит: «Теперь ты понял, Лейтенант, главное. Земля, т в о я земля – это не просто участок территории, окруженной границей. Земля – это судьба. Это родичи, традиции, любовь, друзья, надежды, детство, жизнь и смерть – все, что мы подразумеваем под судьбой. Поэтому вероломно вторгаться на чужую землю – это пытаться сломать чью-то судьбу. Сегодня ты уйдешь с миром, так решили наши командиры – прославленные полководцы Чингисхана Чаурхан Субэдэй и Джэбэ, чья судьба – это охранять своего суверена-государя как в жизни, так и после смерти. И твой друг уйдет тоже, иначе будет бессмысленной твоя только что совершенная жертва – забыть о своей жизни, чтобы спасти его. Вы уйдете и навсегда забудете эти места, потому что урок для вас достаточен. Второй возможности получить такой урок и остаться в живых уже не будет. Так что идите с миром, но…

 

Мистик как-то хитро улыбнулся и добавил: «Но вы можете избрать и бессмертие. Их превосходительства Чаурхан Субэдэй и Джэбэ продолжают набирать смелых воинов, которые будут охранять могилу Потрясателя Вселенной до тех пор, пока из мира не исчезнут корысть и жажда наживы. Тем более вам не будет среди нас скучно».

 

На этих словах несколько всадников сняли шлемы и офицеры увидели бледные, но знакомые лица Мачо, Шутника, Рембо, Батыра и всех остальных. Они выглядели совсем не испуганными, а наоборот – улыбались, словно нашли свою судьбу.

 

Лейтенант слабо улыбнулся и помахал рукой – нет, я избираю другую судьбу – свою. Капитан лишь обессилено кивнул в подтверждение. Конники отдали салют и, развернув лошадей, с шумом и латным лязгом удалились во тьму тоннеля.

 

Когда конники исчезли, раздался грохот – обвалилась часть свода пещеры, открывая путь нестерпимо яркому солнцу и свету. Наверху офицеры увидели лица полковника и бойцов из другой роты. Офицеров подняли наверх.

 

Уже в санитарной машине Капитан спросил Лейтенанта: «Ты говорил по-казахски, там в пещере. Ты молился? Или что это было?». Лейтенант сказал: «Я в точности расскажу тебе, что я говорил и научу тебя этим словам. Аллах знает, может они тебе пригодятся».

 

Эпизод 14.

Часть 2 и Эпилог (Афганистан).

 

Титр: Афганистан, 2011 год.

 

Афганский горно-скалистый пейзаж. Резко зазвучал шум боя, перестрелки. Несколько американских солдат отчаянно отстреливаются от окруживших их талибов. Среди американцев мы видим Капитана. Он почему-то не столь энергично отстреливается, хотя ему кричат: «Стреляй! Убей!»

 

В какой-то момент солдаты предпринимают попытки прорыва, но все один за одним падают убитыми. Остается один Капитан. Он бежит, но оказывается в тупике-ловушке, среди скал. Патроны кончились, оружие утеряно. Талибы без опаски глядят на него сверху.

 

Вдруг Капитан снимает ремень и вешает его себе на шею, становясь на колени. Он поизносит на языке пушту: ««О, воины Афганистана, враги мои, оберегающие покой этой земли. Я понял и осознал, что это – ваша земля. Я лишь вторгнувшийся сюда чужак, нарушившие заветы предков и властелинов прошлого. Наверное, нет мне за это прощения. Как нет прощения любому, вторгающемуся, разрушающему, чужому. Со смирением принимаю свою судьбу.

 

Прошу лишь об одном. Не дайте мне умереть словно лани, разорванной охотничьими псами. Дайте умереть, как воину, достойно. Сражаясь, я не буду биться за вашу землю, я буду лишь защищать себя».

 

Талибы удивленно переглянулись. Самый старший взял карабин и бросил его вниз Капитану, а потом сделал знак кому-то. Со скалы грациозно спрыгнул огромный моджахед, закутанный в черное до самых глаз. Между бойцами завязывается дуэль на винтовках. Они носятся, укрываясь за камнями и стараясь поразить друг друга.

 

Вдруг, в какой-то момент Капитан оказался лицом к лицу с забредшим  случайно в скалы и прячущимся от пуль пастушком-мальчишкой, судорожно обнимающим козочку. Прямо за ним оказался черный моджахед. Поняв, что если выстрелит, то рискует задеть мальчишку, Капитан опускает оружие и бросает его на землю. Он закрывает глаза, приготовившись к смерти.

 

Однако вместо этого, ему на голову падает камешек, брошенный сверху стариком-талибом, который сказал: «Эй, Амрика! Я вижу, ты понимаешь наш язык, так что слушай. Ты не стал рисковать и стрелять, и тем приумножать вину своего народа на этой земле – за это мы отпустим тебя восвояси. Иди к своим. Эта земля – это наша судьба, а ты иди и ищи свою судьбу. Если попадешься еще раз, то смерть твоя будет ужасной. А сейчас иди».

 

Талибы растворились в горах, будто тени. Но старик вдруг остановился и, обернувшись, хитро улыбнулся и сказал: «А можешь и присоединиться к нам. Ты хороший воин – примешь нашу веру искренне, и мы искренне примем тебя».

 

В ответ Капитан лишь покачал головой и шепнул – «Домой! Туда, где мой дом и моя судьба».

 

Он пошел по пустыне в сторону базы. Потом перешел на бег. Он бежал туда, откуда может отправиться прямиком домой. А талибы охраняли его бег и салютовали ему вслед.